На пути решения задач гражданской обороны
Задачи спасения и защиты населения, выполняемые органами управления, силами и средствами ГО в период военного времени, и РСЧС - в мирное время, роднятся почти на сто процентов, - считает заместитель председателя Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Адыгея, заместитель начальника Управления по охране окружающей среды, природным ресурсам и чрезвычайным ситуациям Республики Адыгея Р.Д. Манапов.
- Гражданская оборона, в общем смысле, - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, - поясняет Р.Д.Манапов. - В более широком смысле, это понятие можно раскрыть перечислением того комплекса основных задач, которые решаются в области гражданской обороны и защиты населения.
Их пятнадцать:
обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
оповещение населения; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей;
предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; проведение мероприятий маскировки; проведение аварийно-спасательных работ;
первоочередное обеспечение пострадавшего населения, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
борьба с пожарами;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий;
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
захоронение трупов в военное время;
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
При этом надо понимать разницу между понятиями «гражданская оборона» и «гражданская защита».
По действующему законодательству Российской Федерации гражданская оборона рассматривается в качестве системы мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а гражданская защита, объединившая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), - в качестве системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное время.
Однако, по сути, задачи спасения и защиты населения, выполняемые органами управления, силами и средствами ГО в период военного времени, и РСЧС - в мирное время, роднятся почти на сто процентов. Поэтому, на основе разрабатываемой Концепцией создания и развития Российской системы гражданской защиты до 2020 года, предполагается интегрировать гражданскую оборону и РСЧС в единую государственную систему защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ), более комплексную систему защиты населения и территорий от различных чрезвычайных ситуаций и бедствий.
В решении задач ГО мы планируем и осуществляем работу с учреждениями и организациями, которые будут продолжать работу по первоочередному жизнеобеспечению населения на случай военного времени - обеспечивать население водой, продуктами, теплом, светом, оказывать медицинскую помощь и тому подобное.
В их числе федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Республики Адыгея, организации, с которыми мы работаем на основе положений Федерального закона, принятого 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», в рамках заключённых взаимных соглашений и договоров.
Уже становится традицией, что в канун празднования Дня гражданской обороны, 4 октября, во всех субъектах Российской Федерации проводятся командно-штабные тренировки, в ходе которых отрабатываются элементы действий органов управления, сил и средств территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям при возникновении различных чрезвычайных ситуаций, в том числе и обусловленных ведением боевых действий. Одним из элементов таких тренировок являются практические действия по ликвидации чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах республики. В прошлом году это была одна из баз нефтепродуктов, в этом году будет проверена готовность органов управления, сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций на одном из химически опасных объектов.
Кроме того, в целях проверки исправности системы оповещения населения, практически будет осуществлено включение установленных в населенных пунктах сирен, также будут использованы передвижные средства оповещения.
Надеюсь, что по результатам проведения тренировки, готовность Республики Адыгея будет оценена, как и в прошедшем году, на «положительно».
Мы и в дальнейшем будем наращивать усилия по совершенствованию в области проведения мероприятий по гражданской обороне и принятию мер по поддержанию сил и средств ГО в готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации.