Методика фин. рез.ПОО 05 09г
МЧС РОССИИ
ЮЖНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Методические рекомендации
по созданию резервов финансовых ресурсов
организаций для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Ростов - на - Дону
2009 год
Методические рекомендации разработаны группой сотрудников Южного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее-регионального центра) под руководством заместителя начальника регионального центра полковника И.Ю. Евстафьева в целях определения единого подхода к расчету размера резерва финансовых ресурсов организаций для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - финансового резерва).
Предназначены для специалистов организаций, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; специалистов организаций и учреждений, занимающихся оценкой ущерба от чрезвычайных ситуаций, проблемами их прогнозирования и планирования мероприятий по повышению эффективности защиты населения, производственного персонала и территорий от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
Положения методических рекомендаций носят рекомендательный характер и являются исходной базой для разработки частных методик создания финансовых резервов и оценки показателей социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.
Содержание
1. Общие положения…………………………………………………………….4
1.1. Назначение и область применения методических рекомендаций………4
1.2. Основные понятия, используемые в методических рекомендациях……5
1.3. Правовая основа создания финансовых резервов………… .9
2. Формы создания финансовых резервов организаций. Основные принципы расчета возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций…………………………10
3. Примерная методика расчета прогнозируемого ущерба от чрезвычайных ситуаций……………………………………………………………………………….12
4. Затраты, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, как составная часть экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций………………………..16
5. Пример расчета расходов, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации……………………………………………………………………………….18
6. Основные принципы и организационные основы создания финансовых резервов путем страхования расходов, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций……………………………………………………………………………….20
7. Приложения …………………………………………………………………24
1. Общие положения.
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Федеральных законов от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 27.11.1992 № 4015-1-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ, часть 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ, часть 3 от 26.11.2001 № 146-ФЗ), Положения о порядке проведения независимой аудиторской и оценочной деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, страхования за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте, утвержденного приказом МЧС России от 02.02.1998 № 6, а также других законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы финансового обеспечения мероприятий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В основу методических рекомендаций положены:
ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий;
ГОСТ Р 22.10.01-2001. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Оценка ущерба. Термины и определения;
Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций, разработанная ФГУ Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (Федеральный центр) и утвержденная Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 1 декабря 2004 года;
Методические рекомендации РД 03-496-02 «По оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах», утвержденные постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 29.10.2002 № 63;
Совместный приказ МЧС России, Минэнерго России, МПР России, Минтранса России и Госгортехнадзора России от 18.05.2002 № 243/150/270/68/89 «Об утверждении Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения» и др.
1.1. Назначение и область применения методических рекомендаций.
Методические рекомендации устанавливают общие принципы, методы и единые требования к созданию резервов финансовых ресурсов организаций для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - финансовых резервов).
Предназначены для специалистов организаций, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; специалистов организаций и учреждений, занимающихся оценкой ущерба от чрезвычайных ситуаций, проблемами их прогнозирования и планирования мероприятий по повышению эффективности защиты населения, производственного персонала и территорий от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
Положения методических рекомендаций носят рекомендательный характер и являются исходной базой для разработки частных методик создания финансовых резервов и оценки показателей социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.
1.2. Основные понятия, используемые в методических рекомендациях.
Аварийно-восстановительные работы в чрезвычайных ситуациях – первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории.
Аварийно-спасательные работы - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайной ситуации, локализации чрезвычайной ситуации и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Ликвидация чрезвычайной ситуации - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Основные производственные фонды – средства труда (здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и т. п.).
Остаточная стоимость – стоимость основных фондов, еще не перенесенная на продукт. На вновь введенных в эксплуатацию объектах она совпадает с первоначальной стоимостью, на действующих - она меньше первоначальной на величину износа.
Оценка ущерба от чрезвычайной ситуации - задача, прежде всего, самого потерпевшего - субъекта ущерба. Оценка ущерба производится при свершившемся факте чрезвычайной ситуации и при прогнозировании чрезвычайной ситуации для решения задач управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации;
Опасный производственный объект - предприятие или его цех, участок, площадка, а также иной производственный объект, указанные в приложении 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Поисковые работы – совокупность действий поисковых подразделений, направленных на обнаружение пораженных, выявление условий их местонахождения и функционального состояния, установление с ними звукового или визуального контакта, определение объема и характера необходимой помощи.
Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации - составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами. Выделяют первичные и вторичные поражающие факторы.
Последствия чрезвычайной ситуации - основная часть ущерба от чрезвычайной ситуации, а также другие составляющие их последствий, непосредственно не учитываемые при оценке ущерба от чрезвычайной ситуации (в том числе долговременные биологические последствия, некомпенсируемые экологические последствия, результаты положительного или отрицательного опыта ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и т.д.).
Прямой ущерб от чрезвычайной ситуации - утрата материальных и иных ценностей, произошедшая непосредственно в процессе чрезвычайной ситуации. Составляющие прямого экономического ущерба, как правило, поддаются документальному подтверждению на уровне «первичного звена экономики» (организации, муниципального образования), основанному на данных бухгалтерского учета, актов списания имущества, иных документов, имеющих достаточно высокую степень достоверности и поддающихся проверке. Прямой экономический ущерб – это в основном документально подтверждаемый экономический ущерб. Для уже свершившихся чрезвычайных ситуаций прямой ущерб - это ущерб, составляющие которого в основном могут быть документально подтверждены на уровне «первичного звена экономики». Для прогнозируемых чрезвычайных ситуаций прямой ущерб - это ущерб, который в принципе может быть подтвержден на уровне «первичного звена экономики» после того, как свершится чрезвычайная ситуация.
Полный ущерб от чрезвычайной ситуации - складывается из прямого и косвенного ущербов от чрезвычайной ситуации. Экономический ущерб, которым сопровождается чрезвычайная ситуация, может быть определен как сумма прямого экономического ущерба и косвенного экономического ущерба.
Косвенный ущерб от чрезвычайной ситуации - ущерб, являющийся следствием чрезвычайной ситуации, однако не входящий в состав прямого ущерба. Косвенный ущерб складывается из следующих составляющих:
ущерб, связанный с нарушением функционирования объектов экономики - с остановкой (приостановкой) функционирования объекта или лица, которому нанесен ущерб (включая ущерб, связанный с упущенной выгодой);
ущерб «третьим лицам» – косвенный ущерб, нанесенный субъектам правоотношений в результате чрезвычайной ситуации;
затраты, связанные с ликвидацией чрезвычайной ситуацией.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Риск возникновения чрезвычайных ситуаций – вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска.
Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.
Страхование от чрезвычайных ситуаций - система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда за счет взносов его участников из средств которого возмещается ущерб, причиненный здоровью, жизни и имуществу людей и организаций вредными воздействиями стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф, несчастных случаев.
Страховщики - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном порядке.
Страхователи - юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.
Страховой риск - предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.
Страховой случай - совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Страховая сумма - денежная сумма, которая установлена федеральным законом и (или) определена договором страхования и исходя из которой устанавливаются размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая.
Страховая выплата - денежная сумма, установленная федеральным законом и (или) договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.
Страховая премия (страховые взносы) - уплачивается страхователем в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Страховой тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска. Конкретный размер страхового тарифа определяется договором добровольного страхования по соглашению сторон. Страховые тарифы по видам обязательного страхования устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Убытки - материальные потери и финансовые издержки граждан и предприятий, возникающие в результате ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Ущерб от действия чрезвычайной ситуации в натуральном выражении (т.е. вред) – утрата полезных свойств и функций в результате действия факторов чрезвычайных ситуаций, в том числе человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери (утрата или повреждение имущества).
Ущерб от действия чрезвычайной ситуации в стоимостном выражении (т.е. убытки от нарушения имущественных прав) – расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Ущерб от поражающих факторов чрезвычайной ситуации (материальный ущерб) - величина снижения стоимости материальной ценности в результате полученных повреждений или величина понесенных расходов при восстановлении материальной ценности до физического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением, с учетом невозможности восстановления его до указанного состояния при проведении отдельных видов работ по ремонту. В первом случае ущерб определяется как реальная потеря стоимости материальной ценности в результате повреждения от поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Во втором случае ущерб определяется как сумма расходов на восстановление поврежденной материальной ценности до физического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением (стоимость ремонта), и величины утраты (потери) стоимости материальной ценности в результате проведения работ по его восстановлению (утрата товарной стоимости).
Ущерб физическим лицам - включает травмы и причинение вреда здоровью физических лиц.
1.3. Нормативно-правовая основа создания финансовых резервов.
Под финансовым обеспечением мероприятий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций следует понимать покрытие затрат общественных ресурсов (материальных, финансовых, технических, людских, информационных и т.п.) на осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет финансовых средств государства, муниципальных образований и организаций.
В частности, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктом 20 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», пунктами 45, 53 «Требований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», утвержденных приказом МЧС России от 28.02.2003 № 105 (зарегистрирован в Минюсте России 29.07.2003 № 4934), организации обязаны создавать финансовые резервы для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок их создания, использования и восполнения определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.
За невыполнение требований указанных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
2. Формы создания финансовых резервов организаций. Основные принципы расчета возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций.
К рекомендуемым формам создания финансовых резервов организаций можно отнести открытие банковских депозитных вкладов организаций, на которых резервируются средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций и страхование расходов, связанных с их ликвидацией.
В условиях отсутствия официально утвержденных расходных нормативов для расчетов суммы финансового резерва необходимая сумма рассчитывается исходя их оценки, так называемого полного ущерба, который может сложиться на конкретном объекте в результате чрезвычайной ситуации.
Полный ущерб в свою очередь подразделяется на прямой и косвенный.
К прямому ущербу от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций относятся выраженные в стоимостной форме затраты, потери и убытки, обусловленные именно этим воздействием в данное время и на данном конкретном объекте:
единовременные затраты, направленные на проведение спасательных работ;
затраты на эвакуацию людей из зоны чрезвычайной ситуации, их временное размещение в безопасных районах, оказание срочной медицинской помощи;
стоимость разрушенных или нарушенных природных ресурсов;
остаточная стоимость всего движимого и недвижимого имущества, инфраструктуры, коммуникаций, товаров и нереализованной продукции, основных и оборотных фондов.
К косвенному ущербу относятся вынужденные затраты, потери, убытки, обусловленные вторичными эффектами чрезвычайной ситуации (действием или бездействием, вызванным первичными поражающими факторами). Косвенный ущерб, в отличие от прямого, может проявляться через длительный промежуток времени с момента начала чрезвычайной ситуации; он не имеет четко выраженной территориальной принадлежности и носит, по большей части, так называемый «каскадный эффект», т.е. вторичные действия (бездействия) порождают очередную серию действий (бездействий) и, соответственно, косвенный ущерб.
Главными составляющими косвенного ущерба являются:
ущерб, причиненный третьим лицам;
косвенный ущерб для самого юридического или физического лица;
упущенная им выгода в связи с прекращением или приостановкой деятельности, утрата нематериальных активов, не отраженных в бухгалтерской документации, утрата технической, экономической, научной документации, программно-математического обеспечения и т.д.;
потеря товарного вида;
моральный ущерб;
ущерб смежников;
народнохозяйственный ущерб и др.
Оценку возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций необходимо проводить исходя из максимально худшего сценария развития событий.
Процесс оценки ущерба от чрезвычайной ситуации должен представлять следующую причинно-следственную связь: «масштаб чрезвычайной ситуации с учетом его источника» - «воздействие поражающих факторов чрезвычайной ситуации на объект экономики» - «состав и размер натуральных потерь объекта экономики и физических лиц от воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации» - «экономическая оценка ущерба».
Вся совокупность подходов и реализующих их методов оценки экономического ущерба разделяется на две основные группы: методы прямого счета и методы косвенной оценки.
Методы прямого счета, как правило, отражают все элементы в цепи причинно-следственных связей, формирующей экономический ущерб объектов экономики. Они предполагают оценку эффектов, возникающих между всеми звеньями этой цепи и калькуляцию различных составляющих потерь объекта экономики, выраженных в стоимостной форме. Подходы к оценке ущерба от чрезвычайных ситуаций, основанные на использовании методов прямого счета достаточно широко применимы при оценке потерь объектов от техногенных аварий, природных катастроф и террористических актов. Это связано с тем, что объекты, несущие ущерб от такого рода событий, обычно характеризуются достаточно четкой структурой, стоимость элементов которой поддается более или менее точной оценке. При этом обычно потери элементов удается связать с силой событий (бальностью землетрясения, мощностью взрыва, продолжительностью пожара и т.д.).
Использование методов прямого счета предопределяет высокую точность полученных на их основе оценок ущерба. Однако эти методы достаточно трудоемки и громоздки, требуют большого объема исходной информации, вследствие чего их применение на практике не всегда возможно.
Методы косвенной оценки менее трудоемки. Они базируются на принципе переноса общих закономерностей действия ущербообразующих факторов на конкретный объект экономики. Этот принцип реализуется путем использования ряда нормативных показателей, переводящих вид и размер воздействия поражающего фактора в экономический ущерб объекта экономики.
Общей частью методов оценки ущерба является определение зоны распространения поражающих факторов и их силы. С учетом особенностей размещения в ней различных элементов (объектов) определяется величина полученного ими физического (натурального) ущерба. В свою очередь, на основе структуры и величины натурального ущерба получают стоимостную оценку ущерба объекта. Для этого необходимо предварительно сформировать систему исходных предпосылок, определяющих особенности формирования структуры ущерба и оценки стоимости каждой ее позиции (по понесенным затратам, упущенной выгоде, прямым потерям и т.п.).
Ущерб (убытки) определяется, исходя из последствий чрезвычайной ситуации, а не из характеристики самой чрезвычайной ситуации. Одна и та же чрезвычайная ситуация может вызвать различные последствия, равно как одно и то же последствие может иметь причиной разные чрезвычайные ситуации.
Если возникновение последствий имело место от нескольких чрезвычайных ситуаций, размер ущерба (убытков) рассчитывается применительно к каждой отдельной чрезвычайной ситуации. Если невозможно определить размер ущерба применительно к каждому источнику чрезвычайной ситуации, то общая сумма ущерба (убытков) распределяется между ними в равных долях.
Для оценки ущерба от чрезвычайной ситуации может быть использован экспертный подход по определению стоимости ущерба для различных категорий объектов экономики, основанный на требованиях соответствующих нормативных правовых документов, сборе и обобщении рыночной информации по стоимости аналогичных объектов экономики.
3. Примерная методика расчета прогнозируемого ущерба от чрезвычайных ситуаций.
Для прогноза ущерба могут быть использованы показатели, характеризующие риск чрезвычайной ситуации. Риск обусловлен возможностью причинения ущерба в результате реализации угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного, природного или террористического характера.
В соответствие с Единой межведомственной методикой оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций, разработанной ФГУ Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (Федеральный центр) и утвержденной Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 1 декабря 2004 года при известных частоте событий и ущербе риск от чрезвычайной ситуации оценивается математическим ожиданием ущерба за интервал времени Dt:
|
M[W,Dt] = , |
| ||||
где |
|
— |
средний ущерб от чрезвычайной ситуации; |
| ||
|
|
— |
средний ущерб от чрезвычайной ситуации j-го класса по степени тяжести; |
| ||
|
аЧC(Dt)= lЧC Dt |
— |
математическое ожидание числа чрезвычайных ситуаций за интервал времени Dt; |
| ||
|
lЧC |
— |
повторяемость чрезвычайных ситуаций j-го класса по степени тяжести. |
| ||
|
|
|
|
|
|
|
Оценка риска обычно включает расчет возможного числа погибших (пострадавших) людей и экономических потерь, которые могут быть вызваны чрезвычайной ситуацией техногенного, природного или террористического характера. Она осуществляется на основе анализа опасности территории, угроз для людей и объектов, их уязвимости и возможного ущерба. Вначале проводится сбор данных, составляются каталоги опасных явлений, встречающихся на изучаемой территории и объекте. Определяются их наиболее опасные типы, частота проявления, физические параметры. Затем составляют карты природных и техногенных опасностей, отражающие частоту реализации опасных явлений фиксированной силы. Далее анализируется относительное положение источников опасности и объектов воздействия их поражающих и вредных факторов, а затем уязвимость объекта к опасным явлениям разной разрушительной силы. На уязвимость объекта влияют защищенность и стойкость его элементов.
Различают методы оценки ущерба от гипотетической и реальной чрезвычайной ситуации. Если рассматривается гипотетическая чрезвычайная ситуация, то говорят о предполагаемом ущербе. Для различных сценариев развития чрезвычайной ситуации расчетным методом получаются различные значения ущерба. В силу влияния на размер ущерба большого числа случайных факторов в задачах прогноза следует рассматривать случайную величину ущерба W, описываемую функцией распределения F(w) = P(W<w).
Статистические данные об ущербе в реально произошедших чрезвычайных ситуациях техногенного, природного или террористического характера на некотором временном интервале образуют выборку из некоторой генеральной совокупности и описываются статистической функцией распределения. Вследствие пока недостаточного объема зафиксированных статистических данных по ущербу в чрезвычайных ситуациях техногенного, природного или террористического характера вид функций распределения F(w) пока не установлен.
Но в качестве метода определения F(w) можно использовать метод определения полного экономического ущерба F(u).
Полный экономический ущерб, которым сопровождается чрезвычайная ситуация может быть определен как сумма прямого экономического ущерба и косвенного экономического ущерба. Расчетные зависимости представлены формулой:
|
U = U p + AU k, |
(2) | ||||
где |
А |
— |
коэффициент приведения разновременных затрат (коэффициент дисконтирования); |
| ||
|
U |
— |
экономический ущерб от чрезвычайной ситуации; |
| ||
|
U p |
— |
прямой экономический ущерб; |
| ||
|
U к |
— |
косвенный экономический ущерб. |
| ||
|
|
|
|
|
|
|
Вместе с тем, следует учитывать, что дифференциация ущерба на прямой и косвенный в известной степени условна, поскольку одни и те же потери могут опосредоваться в различных формах.
В силу высокой степени неопределенности величины косвенного экономического ущерба величина полного экономического ущерба так же обладает высокой степенью неопределенности.
Средний ущерб от чрезвычайных ситуаций можно установить по статистическим данным. Для редких событий средний ущерб можно оценить по расчетным данным для различных сценариев инициирования и развития чрезвычайных ситуаций техногенного, природного или террористического характера и последующего усреднения с учетом сценариев.
При прогнозировании экономического ущерба можно также использовать рамочную методику оценки социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций в пределах территорий субъектов Российской Федерации (пункт 5 «Единой межведомственной методикой оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций» утвержденной Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 1 декабря 2004 года), в которой приведены методики расчета ущерба на объектах промышленности, транспорта, социальной инфраструктуры, жизнеобеспечения, сельского хозяйства и др.
Кроме того, существуют Методические рекомендации РД 03-496-02 «По оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах», утвержденные постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 29.10.2002 № 63.
В соответствии с ними полный ущерб от аварии на потенциально опасном объекте может быть выражен в общем виде формулой:
Па = Ппп + Пла + Псэ + Пнв + Пэкол + Пвтр,
где
Па - полный ущерб от аварий, руб.;
Ппп - прямые потери организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, руб.;
Пла - затраты на локализацию / ликвидацию и расследование аварии, руб.;
Псэ - социально-экономические потери (затраты, понесенные вследствие гибели и травматизма людей), руб.;
Пнв - косвенный ущерб, руб.;
Пэкол - экологический ущерб (урон, нанесенный объектам окружающей природной среды); руб.;
Пвтр - потери от выбытия трудовых ресурсов в результате гибели людей или потери ими трудоспособности.
Прямые потери (Ппп) от аварий можно определить по формуле:
Ппп = Поф + Птмц + Пим,
где
Поф - потери предприятия в результате уничтожения (повреждения) основных фондов (производственных и непроизводственных), руб.;
Птмц - потери предприятия в результате уничтожения (повреждения) товарно-материальных ценностей (продукции, сырья и т.п.), руб.;
Пим - потери в результате уничтожения (повреждения) имущества третьих лиц, руб.;
Затраты на локализацию / ликвидацию и расследование аварии (Пла) можно определить по формуле:
Пла = Пл+ Пр,
где
Пл - расходы, связанные с локализацией и ликвидацией последствий аварий, руб.;
Пр - расходы на расследование аварий, руб.
Социально-экономические потери (Псэ) можно определить как сумму затрат на компенсации и мероприятия вследствие гибели персонала и третьих лиц (Пгп и Пгтл соответственно) и / или травмирования персонала и третьих лиц (Птп и Пттл):
Псэ = Пгп + Пгтл + Птп + Пттл
Косвенный ущерб (Пнв) вследствие аварий рекомендуется определять как часть доходов, недополученных предприятием в результате простоя (Пнп), зарплату и условно-постоянные расходы предприятия, за время простоя (Пзп) и убытки, вызванные уплатой различных неустоек, штрафов, пени и пр. (Пш), а также убытки третьих лиц из-за недополученной ими прибыли):
Пнв = Пзп + Пнп +Пш + Пнптл
Экологический ущерб (Пэкол) рекомендуется определять как сумму ущербов от различных видов вредного воздействия на объекты окружающей природной среды:
Пэкол = Эа + Эв + Эп + Эб + Эо,
где
Эа - ущерб от загрязнения атмосферы, руб.;
Эв - ущерб от загрязнения водных ресурсов, руб.;
Эп - ущерб от загрязнения почвы, руб.;
Эб - ущерб, связанный с уничтожением биологических (в т.ч. лесных массивов) ресурсов, руб.;
Эо - ущерб от засорения (повреждения) территории обломками (осколками) зданий, сооружений, оборудования и т.д., руб.
Обобщенная структура ущерба от аварии на опасном производственном объекте в соответствие с Методическими рекомендациями РД 03-496-02 «По оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах»
(приложении 1).
4. Затраты, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, как составная часть экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций.
Затраты, связанные с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, которые и ложатся в основу расчета финансового резерва организации, по своему экономическому содержанию так же могут быть отнесены к составляющим ущерба от чрезвычайной ситуации.
Как правило, это документируемые фактически осуществляемые затраты, относимые к косвенному ущербу от чрезвычайной ситуации, которые могут быть выделены в следующие группы затрат:
затраты, осуществляемые до наступления чрезвычайной ситуации;
затраты осуществляемые в течение чрезвычайной ситуации;
затраты осуществляемы после ликвидации чрезвычайной ситуации.
Затраты, осуществляемые до наступления чрезвычайной ситуации связаны с осуществлением превентивных мероприятий. Связь этого вида затрат с ущербом от чрезвычайной ситуации условна и носит исключительно расчетный характер, хотя сами затраты документально подтверждаемы. Учет влияния этого вида затрат аналогичен принятому в экономике учету амортизации в стоимости выпускаемой продукции.
Затраты, осуществляемые в течение чрезвычайной ситуации в основном связаны с проведением аварийно-восстановительных и аварийно-спасательных работ. Этот вид затрат непосредственно связан с конкретной чрезвычайной ситуацией и может быть достаточно строго документирован. На основании учета особенностей этого вида затрат готовятся предложения о целесообразности их включения в состав прямого экономического ущерба.
Затраты, осуществляемые после ликвидации чрезвычайной ситуации включают в себя, в основном, затраты на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, а также полное или частичное возмещение ущерба. Этот вид затрат также непосредственно связан с конкретной чрезвычайной ситуацией и может быть документирован. Учет этого вида затрат в качестве элемента экономического ущерба от чрезвычайной ситуации может привести к эффекту двойного счета, поскольку в составе этих затрат частично повторяются элементы прямого ущерба от чрезвычайной ситуации.
В соответствии с действующей практикой на содержательном уровне затраты, связанные с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, могут быть подразделены (конкретизированы) на следующие виды затрат (приложение 2):
затраты на проведение поисковых работ в зонах чрезвычайных ситуаций, в том числе затраты на развертывание и содержание мест питания и отдыха личного состава аварийно-спасательных служб и формирований;
затраты на проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, в том числе затраты на развертывание и содержание мест питания и отдыха личного состава аварийно-спасательных служб и формирований;
затраты на закупку, доставку и кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;
затраты на развертывание и содержание пунктов временного размещения и питания персонала и населения, эвакуируемых в безопасные районы, на протяжении необходимого срока, но не более месяца;
возмещение расходов, связанных с привлечением в установленном порядке сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организаций для проведения экстренных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
текущие затраты на предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации;
капитальные вложения, направляемые на предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации.
В случае расчета предварительного ущерба расходы на локализацию и ликвидацию аварии можно оценивать исходя из средней стоимости услуг специализированных и экспертных организаций, или принимать в размере 10 % от стоимости прямого имущественного ущерба.
5. Пример расчета расходов, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации (на основе результатов исследований, полученных в ходе учений и тренировок на объектах нефтепроводной системы «Каспийский трубопроводный консорциум - Р»)
В результате террористического акта на нефтеперекачивающей станции, расположенной в близи сельского поселения была нарушена герметичность емкости объемом 4800 м3 и разрушена ее обваловка. Произошел разлив нефти в обваловку резервуара в объеме 160 м3. Площадь разлива нефти на местности составила около 400 м2.
Силами аварийно-восстановительных подразделений была организована локализация места разлива нефти, сбор разлившейся нефти и начаты работы по восстановлению герметичности поврежденной емкости. Произошел взрыв паро-воздушной смеси и возгорание нефти. В результате взрыва получили ожоги 2-й степени 2 человека, 3 человека получили различные травмы.
Силами организации, эксплуатирующей нефтеперекачивающую станцию, и территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации субъекта Российской Федерации (ТП РСЧС) проведены развертывание технических средств, эвакуация людей из близлежащих домовладений (100 чел.), доставка сил реагирования на разливы нефти к месту аварии, локализация очага разлившейся нефти на суше, оцепление зоны чрезвычайной ситуации силами службы безопасности организации и милиции общественной безопасности, развертывание резервуаров для сбора разлившейся нефти, развертывание вакуумных установок и работа по сбору разлившейся нефти на почве и растительности, остановка работы нефтеперекачивающей станции и всего нефтепровода для производства аварийных и ремонтно-восстановительных работ, запуск нефтепроводной системы после завершения ремонтно-восстановительных работ, сбор разлившейся нефти на суше, оказание первой медицинской помощи бригадами скорой медицинской помощи субъекта Российской Федерации, тушение очага пожара с привлечением сил и средств государственной противопожарной службы, сбор и вывоз для захоронения загрязненного нефтью грунта, организация объездных путей для проезжающего автотранспорта в обход зоны чрезвычайной ситуации, работы по технической рекультивации грунта на участке разлива нефти.
К ликвидации чрезвычайной ситуации было привлечено 150 человек, 50 единиц технических средств и оборудования (приложение 3).
Затраты на локализацию и ликвидацию и расследование аварии (Пла) можно определить по формуле:
Пла = Пл + Пр,
где
Пл – расходы, связанные с локализацией и ликвидацией последствий аварии, (руб.);
Пр – расходы на расследование аварии (руб.).
Примерные расходы, связанные с ликвидацией и локализацией аварии (Пл) составят:
затраты на проведение поисковых работ в зонах чрезвычайных ситуаций, в том числе затраты на развертывание и содержание мест питания и отдыха личного состава аварийно-спасательных служб и формирований – 50 тыс. руб.;
затраты на проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, в том числе затраты на развертывание и содержание мест питания и отдыха личного состава аварийно-спасательных служб и формирований – 100 тыс. руб.;
текущие затраты (расходы) на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуаций – 200 тыс. руб.;
затраты на развертывание и содержание временных пунктов размещения и питания персонала и населения, эвакуируемых в безопасные районы, на протяжении необходимого срока – 50 тыс. руб.;
затраты на закупку, доставку и кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего персонала и населения – 100 тыс. руб.
возмещение расходов, связанных с привлечением в установленном порядке сил и средств территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации, а также сторонних организаций для проведения экстренных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций – 750 тыс. руб.;
капитальные вложения, направляемые на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации – 200 тыс. руб.
Таким образом, расходы, связанные с ликвидацией чрезвычайной ситуации составят:
Пл = 50 тыс. руб. + 100 тыс. руб. + 200 тыс. руб. + 50 тыс. руб. + 100 тыс. руб. + 750 тыс. руб. + 200 тыс. руб. = 1450 тыс. руб.
Результаты расчетов сведены в таблицу
№ п/п |
Составляющие ущерба, связанного с ликвидацией чрезвычайной ситуации |
Величина ущерба (тыс. руб.) |
1. |
Затраты на проведение поисковых работ в зонах чрезвычайных ситуаций. |
50,0 |
2. |
Затраты на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации. |
100,0 |
3. |
Текущие затраты (расходы) на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуаций. |
200,0 |
4. |
Затраты на развертывание и содержание временных пунктов размещения и питания персонала и населения, эвакуируемых в безопасные районы, на протяжении необходимого срока. |
50,0 |
5. |
Затраты на закупку, доставку и кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего персонала и населения. |
100,0 |
6. |
Возмещение расходов, связанных с привлечением в установленном порядке сил и средств территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации. |
750,0 |
7. |
Капитальные вложения, направляемые на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации. |
200,0 |
ИТОГО: |
1450,0 тыс. руб. |
Учитывая, что в соответствии с методическими рекомендациями РД 03-496-02 «По оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах», утвержденными постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 29.10.2002 № 63 , расходы на мероприятия, связанные с расследованием аварии составляют 100 тыс. руб., общие затраты на локализацию и ликвидацию аварии составят:
Пла = 1450,0 тыс. руб. + 100 тыс. руб. = 1550,0 тыс. руб.
Сравнительная характеристика затрат на ликвидацию реальных чрезвычайных ситуаций техногенного характера, произошедших на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, расположенных на территории субъектов Российской Федерации Южного федерального округа в 2009 году приведена в приложении 4.
Исходя из их анализа, а также на основе данных многолетних наблюдений, рекомендуемый размер минимальной суммы финансового резерва организации должна находиться в пределах от 500 тыс. до 10 млн. руб. в зависимости от его класса и вида опасности, а также количества опасного вещества, например:
объекты химических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих и других взрывопожароопасных и вредных производств – от 500 тыс. до 10 млн. руб.;
магистральные нефтегазопродуктопроводы – от 3 до 7 млн. руб.;
объекты, на которых производятся, используются и хранятся взрывчатые материалы – от 3 до 7 млн. руб. и др.
6. Основные принципы и организационные основы создания финансовых резервов путем страхования расходов, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с действующим законодательством ответственность за ущерб, причиненный техногенными чрезвычайными ситуациями, лежит на объекте экономики (организации). Но, как правило, финансовый эквивалент ущерба и затраты на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации намного превосходят финансовые возможности объекта экономики. В этих условиях важнейшим механизмом финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в ходе чрезвычайных ситуаций должно стать страхование расходов, связанных с их ликвидацией. Данный вид страхования способен выступить эффективным средством снижения финансовой нагрузки на бюджеты всех уровней, а также защиты имущественных интересов третьих лиц, организаций и государства.
Объектом страхования в данном случае являются финансовые и материальные затраты (убытки) Страхователя, направленные на проведение мероприятий по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации и подлежащие страховому возмещению. К их числу можно отнести затраты на осуществление следующих мероприятий:
затраты на проведение поисковых работ в зонах чрезвычайных ситуаций;
затраты на проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;
затраты на закупку, доставку и кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;
затраты на развертывание и содержание временных пунктов размещения и питания персонала и населения, эвакуируемых в безопасные районы, на протяжении необходимого срока, но не более месяца;
возмещение расходов, связанных с привлечением в установленном порядке сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организаций для проведения экстренных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
текущие затраты (расходы) на предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации;
капитальные вложения, направляемые на предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации.
Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения, когда страховой случай наступил вследствие локализации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории страхового покрытия до заключения договора страхования, мероприятия по локализации и ликвидации последствий, которой не завершены. Не возмещаются также расходы по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, которые в соответствии с нормами действующего законодательства осуществляются Страхователем за счет средств федерального бюджета.
Страховая сумма устанавливается по согласованию Сторон, но не может превышать величину понесенных расходов, направленных на проведение мероприятий по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Страховая премия рассчитывается в зависимости от страховой суммы, срока страхования, особенностей объекта страхования, групп имущества и тарифных ставок, утвержденных Страховщиком. Размер страховой премии также может зависеть от местонахождения предприятия, наличия на предприятии спасательных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, противопожарной и охранной сигнализации, дополнительных средств защиты и охраны и других факторов, влияющих на минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Предполагаемая сумма страховой премии в зависимости от пакета выбранных рисков может составлять от 1 % до 2 % в год от заявленной страховой суммы (расчетной суммы финансового резерва, ущерба).
Страховая выплата при возникновении непредвиденных дополнительных расходов, направленных на проведение мероприятий по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется Страховщиком на основании Заявления о страховой выплате Страхователя в письменной форме с приложением документов и страхового акта, составленного Страховщиком.
К Заявлению о страховой выплате прилагаются (подлинники или заверенные в установлено порядке копии):
решение комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня, которым введен режим чрезвычайной ситуации и другие документы, подтверждающие факт чрезвычайной ситуации;
основные сведения о материальном ущербе, акты на каждый пострадавший объект в которых указывается характер первоочередных аварийно-спасательных работ;
смета затрат, свидетельствующая об объемах и стоимости работ, выполненных Страхователем для локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации;
смета затрат, свидетельствующая об объемах и стоимости работ по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, выполненных сторонними организациями, привлеченными Страхователем;
сведения о возможных виновниках возникновения чрезвычайной ситуации;
в случае финансирования мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации - акт обследования аварийного объекта и смету расходов на проведение неотложных аварийно-спасательных работ;
другие документы, касающиеся обстоятельств наступления страхового случая и фактического размера произведенных затрат, запрашиваемые Страховщиком, в том числе отчеты специальных комиссий.
При необходимости к работе по определению причин наступившего события и размера убытков могут быть привлечены независимые эксперты, оплата которых осуществляется за счет приглашающей Стороны.
Для получения более полной информации о наступившем событии Страховщик вправе запрашивать сведения, связанные с его возникновением, у компетентных органов и других организаций (органы внутренних дел, аварийно-спасательные службы, специальные подразделения служб спасения, медицинские учреждения и др.), располагающих информацией о наступившем событии, а также самостоятельно выяснять причины и обстоятельства его возникновения.
Страховой акт составляется и утверждается Страховщиком в срок, установленный в договоре страхования, после поступления к Страховщику вышеуказанных документов.
Страховой акт не составляется, если при проверке заявления Страхователя установлено, что заявленный вред наступил не в результате страхового случая. В этом случае Страховщиком составляется документ с указанием причин принятого им решения.
Страховое возмещение исчисляется, исходя из фактических затрат Страхователя по локализации и ликвидации последствии чрезвычайной ситуации и стоимости фактически выполненных работ, но не выше страховой суммы (лимитов страхового возмещения), предусмотренных договором страхования. Из суммы страховой выплаты вычитается установленная Договором франшиза и неоплаченная Страхователем часть страховой премии, если договором страхования предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку.
Приложение № 1
Приложение 2
|
|
|
|
Приложение № 3
Оборудование и технические средства привлекаемые
к ликвидации чрезвычайной ситуации
№ п.п. |
Наименование технических средств |
Количество (шт.) |
1 |
Автобус вахтовый |
2 |
2 |
Автомобиль «Нива» |
4 |
3 |
Автомобиль 6х6 |
2 |
4 |
Автоцистерна |
1 |
5 |
Топливозаправщик |
1 |
6 |
Автокран |
1 |
7 |
Экскаватор УДС |
1 |
8 |
Д 171 |
1 |
9 |
Тягач с трейлером 60т. |
1 |
10 |
Воздушный компрессор ПКС-5 |
1 |
11 |
Подпорные стенки для локализации места разлива нефти |
2 |
12 |
Резервуар сборно-разборный 10м3 |
1 |
13 |
Резервуар сборно-разборный 100м3 |
1 |
14 |
Насос «Гном-30» |
1 |
15 |
Агрегат ПНУ |
1 |
16 |
Водоотливной насос |
1 |
17 |
Жилой вагон на 8 чел. |
1 |
18 |
Агрегат АКН-10 |
1 |
19 |
Агрегат ЦА-320 |
1 |
20 |
Резино-тканевый полог 1000 м3 |
1 |
21 |
Резервуар 250 м3 |
1 |
22 |
Герметизатор ПЗУ-5(тампон) |
4 |
23 |
Сварочный агрегат |
2 |
24 |
Машина для резки труб «Фаин» |
2 |
25 |
Приспособление для холодной врезки с патрубком и задвижкой ДУ 100 мм. |
1 |
26 |
Электростанция |
1 |
27 |
Комплект переносного освещения места аварии |
1 |
28 |
Трубовоз |
1 |
29 |
Лаборатория ПИЛ |
1 |
30 |
Трассоискатель |
1 |
31 |
Прочие средства малой механизации, ограждения, освещения, связи, приборы, инструменты, пож. инвентарь и материалы. |
6 компл. |
32 |
Вертолет МИ – 8МТ |
1 |
Всего |
50 ед. |
Приложение № 4
Сравнительная характеристика затрат
на ликвидацию реальных чрезвычайных ситуаций техногенного характера,
произошедших на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, расположенных
на территории субъектов Российской Федерации Южного федерального округа в 2009 году
№ п/п |
Вид ЧС |
Наименование субъекта |
Наименование объекта |
Адрес объекта |
Дата и время ЧС |
Краткая характеристика ЧС и ее причины
|
Выполненные мероприятия по предотвращению повторения ЧС и повышению безопасности |
Кол-во пострадав- ших, в т.ч. погибших |
Ущерб (тыс. руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Техногенная |
Ростовская область |
Система водоснабжения |
Красносу-линский район, г. Красный Сулин |
24.01.09. 18.00 |
В результате сильных морозов вышло из строя 2500 м водопровода, снабжающего водой г. Красный Сулин. |
Проведены аварийно-восстановительные работы по замене трубы |
Нарушены условия жизнедеятельности 43700 чел. |
Более 22000,0 тыс. |
2. |
Техногенная |
Краснодарский край |
Линии электропередач |
г. Сочи |
01.02.09. 06.00 |
В результате обильных осадков, сильного порывистого ветра, падения деревьев на провода произошли обрывы и короткие замыкания ЛЭП-110 кВ, что привлекло к отключению электроснабжения
|
В 7.45 в Адлерском районе электроснабжение восстановлено полностью |
Наруше на жизнедеятельность
14549 чел.
|
22 258,0 тыс. руб. |
3. |
Техногенная
|
Краснодарский край |
Линии электропередач |
Адлерский, Лазаревский, Хостинский районы |
13.02.09. 15.00 |
В связи с налипанием мокрого снега на провода произошли обрывы ЛЭП (0,4 кВ). Была отключена электроэнергия в 8 населенных пунктах |
Произведена работа по восстановлению электроснабжения (без привлечения сил ТП РСЧС). |
Нарушены условия жизнедеятельности 1535 чел.
|
560, 348 тыс. руб. |
4. |
Техногенная |
Ставропольский край |
Система водоснабжения |
Петровский р-н, г. Светлоград |
27.01.09 06.00 |
В результате просадки грунта произошел порыв по шву сварки магистрального водовода, подающего питьевую воду в г. Светлоград. В результате аварии была прекращена подача воды в г. Светлоград, с. Благодотное, с. Константиновское, с. Николина Балка, с. Шведино, пос. Прикалаусский, что привело к промерзанию воздушной части водовода длиной 1200 метров |
Проведено расследование причин аварии и последующего промерзания водовода. Заведено уголовное дело. |
Нарушены условия жизнедеятельности 38630 чел. |
авил 1200,0 тыс. руб. |
5. |
Техногенная |
Волгоградская область |
Бытовой газопровод |
Иловлинский район
|
24.01.09 12.00 |
В связи с низкой температурой воздуха в газопроводе произошло образование ледяной пробки накопившегося водного конденсата. В результате отключены от газоснабжения 182 частных домовладения, 2 двухэтажных дома, 1 больница. |
Проведены ремонтно-восстановительные работы по замене сегмента трубы (без привлечения сил ТП РСЧС). |
Нарушены условия жизнедеятельности 530 чел. |
187,0 тыс. руб. |
6. |
Техногенная |
Республика Дагестан |
Система водоснабжения |
г.Хасавюрт |
В ночь с 23 на 24.01.09 |
В результате сильных морозов произошло промерзание подводящего канала к водозабору «Акташ» |
Проведены аварийно-восстановительные работы (без привлечения сил ТП РСЧС). |
Нарушены условия жизнедеятельности 38000 чел. |
290,0 тыс. руб. |